пятница, 11 декабря 2015 г.

О списках дел и не только

Меня тут как-то очень долго не было, поскольку никак не находилось единовременно достаточного количества времени и мозга, чтобы написать что-нибудь осмысленное. Но попытаюсь исправиться и что-нибудь все-таки писать.

Периодически у меня в жизни возникают состояния, когда явно необходимо писать разнообразные списки дел. Иногда потому, что все необходимое перестает помещаться в голове и становится очень желательным выгрузить это на внешний носитель. Иногда потому, что для меня очень хорошим стимулом что-то делать являются вычеркнутые/отмеченные строки в списке дел.
Мой обзор не претендует ни на полноту, ни на объективность, я просто хочу рассказать об опробованных мною вариантах и их пригодности лично для меня. Попробую в хронологическом порядке, но там уж как пойдет, тем более, что к некоторым способам я возвращалась не раз и не два.


1. Обыкновенный ежедневник
Под обыкновенным ежедневником я имею в виду ежедневник датированный. Я еще доучивалась в школе, когда папе на работе подарили корпоративный, а он отдал его мне. Я стала и заносить в него списки дел, и использовать его как "офлайн-дневник". Последнее на тот момент подразумевало написание в условиях отсутствия интернета постов, которые потом по мере возможности перенабирались уже в онлайн-дневники на дайри-ру или на ЖЖ. При этом обычно начало текущего дня находилось на странице, соответствующей этому дню, а в случае, если оно не влезало, переносилось на ближайшее пустое место на более "ранних" страницах.
Надо сказать, тогда у меня было не так много именно списков дел, и большинство из этих дел имели четкий дедлайн (например, сделать домашнее задание по алгебре) так что места для офлайн-дневника хватало. Если дело не выполнялось сегодня и откладывалось на завтра, то оно и записывалось на страницу завтрашнего дня. Или не завтрашнего, а ближайшего из тех, когда теоретически имелся шанс его выполнить. Но понятно, что некоторые дела могут так кочевать весь год, а то и не один. Например, "выкинуть из шкафа все дырявые носки". А некоторые дела желательно делать сравнительно часто. Например, "помыть посуду".
Первый ежедневник дожил у меня где-то до октября 1го курса, потом я его благополучно продолбала. Еще несколько раз пробовала к нему вернуться, уже почти без дневниковых записей для них есть постоянный доступ в интернет и аккаунт в твиттере XDD, иногда даже сравнительно надолго, но все же это было как-то... не совсем правильно.

2. Сквозной список + список дат
Потеряв первый ежедневник, я завела ему на замену в качестве офлайн-дневника просто тетрадку. Не помню уже, на 48 листов или на 96, но это и не важно. Собственно, основной частью этой тетрадки был именно офлайн-дневник, посты из которого перекочевывали в интернет уже далеко не всегда.
И (возможно не с первой тетрадки, у меня их было последовательно штук десять на протяжении трех или четырех лет) в конце тетрадки завелись списки. Не только дел. Я помню, что там были:
- Список дат (дни рождения, какие-то мероприятия, зачеты, экзамены, дедлайны) на ближайшие несколько месяцев. Тогда их у меня было не так много, как сейчас.
- Список книг на почитать (этот список аккуратно переносился каждый раз при смене тетрадки, к тому моменту, как я об него окончательно задолбалась и перенесла все на лайвлиб, там набралось около полутысячи названий мелким почерком)
- Список фильмов на посмотреть (аналогично списку книг, только в меньших масштабах)
- Собственно список дел. Туда записывались в основном дела довольно крупные и относительно несрочные или неочевидные (например, домашка по матанализу туда скорее всего не записывалась, а вот прикид на игру скорее записывался)
На тот момент мне этого хватало, но то было на тот момент.

3. Дайри.ру и микрочип Саймона Иллиана
В годы учебы в универе я активно использовала в качестве чего-то похожего на ежедневник свой дневник на дайри.ру. Именно на дайри, а не на ЖЖ, потому что на дайри есть волшебная кнопка "поднять пост".
Началось это с постов с гордым именем "Зачотко" и, кажется, со второй сессии (либо в первую я просто не проставил нужный тэг). Смысл поста был в том, что незадолго до сессии я писала список всех предметов, которые должна была сдавать, постепенно туда же добавлялись даты важных контрольных, зачетов и экзаменов, а также комментарии по тому, что надо сделать для подготовки, и результаты сдачи. Заодно это служило напоминалкой друзьям о том, когда именно я отлавливаема во время сессии, а когда меня лучше не отвлекать от учебы.
Периодически появлялись и просто списки дел, но это случалось нерегулярно и носило характер больше не антисклероза, а жалоб на жизнь.

В конце, кажется, второго курса (возможно, раньше, просто опять же пост без тэгов) на дайри образовалась компания студентов разных вузов и специальностей. И не помню уже, кто подал идею, но с тех пор каждую сессию, пока большинство из нас не доучилось, мы запускали сессионный марафон. Суть была в том, что в сессию каждый создавал у себя пост с марафоном (иногда один на все предметы, иногда на каждый предмет новый) и в дни подготовки регулярно дописывал в пост следующее:
- Текущее время
- Ситуацию на текущее время
- Задачи на следующий отрезок времени
- Длительность следующего отрезка времени
Обычно длительность следующего отрезка времени не превышала пары часов, по его истечении в пост снова записывалось все перечисленное. Поскольку у меня доступ к компу был далеко не постоянный, то периодически я то же самое писала себе в офлайн-дневник, а доходя до компа - переносила в онлайн.
Не уверена, что это было действенно с точки зрения качества подготовки, но это явно было веселее, чем готовиться в одиночку.
Марафоны такого рода действовали, собственно, именно пока нас было много и пока они у нас были более-менее одновременно. По одиночке это оказалось уныло и бесполезно, хотя я еще несколько раз пыталась пользоваться этой методикой при подготовке к играм или конференциям.

То ли в 2010, то ли в 2011 я завела на дайри списки прочитанных книг и просмотренных фильмов (менялась частота поднятия постов, менялось наличие дополнительной информации вроде прогресс-баров для сериалов, отметок перечтения и пересмотра и т.д., но в целом завожу новый список каждый год и целый год его пишу), в которые я вношу названия прочитанного/просмотренного.

В 2011 году найден пост, продержавшийся, что интересно, весь год, в котором есть:
- Список датированных событий (экзамены, концерты, игры, просто заранее запланированные встречи)
- Список РИ, на которые я еду или уже съездила (с примечаниями, кого играла или планирую играть, сдала ли квенту и т.д.)
- Список других крупных событий, о которых надо помнить сильно заранее (конвенты и фестивали, на которые нужно регистрироваться, например)
- Расписание учебы и прочей деятельности по расписанию
- Расписание сессий
- Сквозной список тудушника (за год набралось дел под сотню, периодически дела достаточно масштабные и не очень оцениваемые, формата "научиться плести макраме", периодически далеко не такие масштабные, формата "вернуть хозяйке одолженное платье")

Интересно, что в том же 2011 обнаружен и пост формата "марафон", который жил в течение примерно двух месяцев и касался не только учебы. В нем уже действительно осмысленное разбиение дел на категории и подзадачи, а после этого периодическая отчетность о сделанном и комментарии к этому.

В 2012 пост-тудушник разделяется на два. В одном оказывается список всего датированного (+РИ, +расписание), в другом - тудушник с хорошим разбиением на категории и подзадачи и снова с "марафоном" с комментариями, хотя и не регулярными. Там же попытка как-то уравновесить различные "регулярные" и "ежедневные" дела, но не сказать, чтобы осмысленная.
"Марафон" 2012го года заканчивается в августе фразой "Внезапно снова работает бумажный ежедневник".

В 2013 и после ни поста-тудушника, ни поста-таймлайна уже нет. Зато появляется пост, в котором я пишу, наоборот, посещенные мероприятия. В пост с посмотренными фильмами в 2014 году добавляются компьютерные игры, в пост с прочитанными книгами в 2015 - прослушанные радиопередачи.

Ко всему сказанному есть несколько комментариев:
- Несомненный плюс дайри-методов в том, что сделанное (и не сделанное) тобой видимо другим. И это реально мотивирует. Особенно когда не только ты ведешь такой список, и есть возможность сравнить. Опять же в случае наличия "таймплана" читатели дневника теоретически знают, где и когда тебя можно встретить, а когда лучше не беспокоить.
- Но минусов есть целый ряд: во-первых, отсутствие приватности. Как только какой-то план должен перестать быть доступен всем (например, список подарков друзьям), его сразу же приходится переносить куда-то еще (или перенастраивать список людей, которые видят пост). Делать пост полностью закрыткой - не вариант, пропадает уже упомянутый выше плюс. Во-вторых, необходимость интернета. Сейчас с этим проще, ибо лично у меня в последние полтора года доступ с телефона в интернет вообще и на дайри в частности почти постоянный.

4. Другие интернет-ресурсы
Но не дайрями едиными:)
Список книг (и прочитанных, и запланированных) у меня несколько лет назад перекочевал на http://www.livelib.ru/ , там же я писала на них отзывы (сейчас пишу отзывы далеко не всегда, но прочитанное в список все равно заношу. Другое дело, что список книг, которые я хочу прочитать, стремится к тысяче, поэтому на него при выборе, что бы почитать, я ориентируюсь мало. Обычно либо по принципу "недавно посоветовали" (посоветованное я снова по старинке пишу в блокнот), либо по желанию левой пятки, либо методом тыка в читалку. Зато в течение трех или четырех лет я каждый год в начале января синхронизировала множество книг на читалке и множество книг в разделе "хочу прочитать" на лайвлибо. И вообще последние обновления пользовательского интерфейса лайвлиба какие-то неудобные.
Для фильмов я использую клон лайвлиба - http://www.movielib.ru/ , тут все аналогично, только масшабы списка желаемого все-таки меньше.
Еще теоретически у меня есть аккаунт на https://myshows.me/, практически я слишком редко смотрю сериалы, поэтому редко захожу и туда.
С вышивкой (отчетами и планами) одно время водилась на http://skolko-krestikov.ru/ , но не очень долго.

Гуглокалендарь. Периодически заполняю, периодически нет. Как выяснилось, все, у чего есть расписание или точная дата, я и так достаточно хорошо помню. А обо времени однократных событий типа концертов проще спросить у соответствующей встречи в вконтакте. Так что гуглокалендарь мне бывает нужен разве что при составлении планов (скажем, про каждые конкретные выходные месяца я могу спокойно помнить, что они у меня заняты, а вот что заняты все - с ходу не отследить). Иногда записываю туда то, для чего просто так время не посмотришь, например, прием ко врачу.

Пробовала пользоваться тудушником в игровой форме https://habitica.com/static/front . Не прижился. Вроде бы и хорошая штука, но очень многих мелких нужных вещей в нем не хватает - например, дел, которые нужно делать не реже, чем раз в неделю (помыть голову или вытереть пыль, например), очков за прогресс в частично сделанном, но не разбивающемся на четкие подзадачи деле (например, вышила очередной кусочек вышивки), произвольной категоризации дел. Может, сейчас и появилось, я туда с полгода не заходила.

Сейчас активно сижу на ЖЖ в сообществе рукодельных забегов http://zabeg-rukodelie.livejournal.com/ , которое регулярно очень хорошо мотивирует если не вышивать каждый день, то по крайней мере заниматься каким-то рукоделием раз в неделю - там проходят разные "забеги", смысл которых в том, что надо рукодельничать и отчитываться об этом фотками. И несколько менее активно - на одном небольшом дайревом соо, где опять же отчеты о сделанном, а не списки дел.

Вроде об онлайне все. Потому что в какой-то момент я поняла, что несмотря на возможность установить на телефон 100500 напоминалок, несмотря на то, что я почти всегда при интернете, блокнотик и ручка для меня оптимальны.

5. Система "Автофокус" и снова сквозной список
Весной мне посоветовали попробовать систему "Автофокус": http://dorinem.livejournal.com/79839.html
Вообще лучше читать про нее по ссылке, скажу, что там список дел просматривается то с начала, то с конца по особому алгоритму, периодически происходит проверка на актуальность задач, и в каждый конкретный момент выполняется задача, на которую "взгляд упал".
Непосредственно система у меня не прижилась по целому ряду причин:
- Не всякая задача конкретного списка дел выполнима в каждый конкретный момент (начиная с того, что они требуют интернета-нахождениядома-нахождениянедома и т.д., и кончая тем, что прямо или косвенно зависят друг от друга, а писать цепочки зависимостей где-то отдельно - это не очень удобно)
- Система в целом показалась мне слишком сложной и неочевидной

Но поскольку я уже завела под нее блокнот, несколько месяцев я пользовалась сквозным списком дел "с переносом". Смысл следующий:
- Новые дела пишутся просто в конец списка
- Помечается, в какой день написано какое дело
- Выполненные дела зачеркиваются _маркером_, чтобы было видно
- Периодически дела, записанные давнее, чем неделю назад, переносятся в конец списка, если еще актуальны (при этом старое их упоминание зачеркивается маркером другого цвета) или определяются как неактуальные (зачеркиваются маркером третьего цвета)
- Если над делом хотя бы немного поработали, то оно вычеркивается и записывается заново в конец списка
- Выбор текущего дела производится почти случайным образом (ну, то есть первое случайное дело, которое выполнимо в текущий момент)
Все бы ничего, но периодически в этом методе мне категорически не хватало категоризации - дел было такое дофига, что искать среди них выполнимые в каждый конкретный момент было весьма сложно. Зато проверка старых дел была весьма полезна.
В принципе, если категорий дел не так много, то можно создать отдельный подобный список для каждой категории.
Еще в процессе была порождена идея списка того, что сделано в каждый конкретный день: помимо того, что такой список является отличной мотивацией, он еще и помогает не забывать, чем когда я занималась. А то забываю.
Опять же, столкнулась с проблемой, что если я не запишу дело сразу, а подумаю, что запишу, когда дойду до более подходящего для этого места (например, ну не записывать же на улице, что что-то надо сделать или что я что-то сделала), то я об этом благополучно забуду.

6. Bullet Journal
Когда-то летом мне посоветовали Bullet Journal http://bulletjournal.com/
Как только блокнот сквозного списка из предыдущего пункта почти кончился и окончательно меня задолбал, я решила попробовать на него перейти. По итогам трех месяцев использования могу сказать, что в целом штука хорошая, но я ее сильно подстроила под себя и продолжаю подстраивать.
В общем и целом штука такая: у нас есть категории записей (не обязательно именно to do, у меня там же списки сделанного, вопросы игры "ЧтоГдеКогда", периодически чертежи по работе). Сначала каждой категории отводится одна страница (страницы все идут подряд). Если появляется новая категория или у какой-то категории кончается место, то берется ближайшая чистая страница, и относится к этой категории. Каждая запись относительно короткая, на одну две строки. Страницы пронумерованы. Сделанные дела отмечаются галочками.
Подробнее опять же лучше читать по ссылке или погуглить, я расскажу о своем опыте и о некоторой адаптации.

В оригинале в одной и той же категории могли быть записи разных типов (сделать, заметка, мысль и т.д.). От этого я практически сразу отошла - либо to do, либо не to do. ToDo помечается точкой в начале строки (впрочем, этой же точкой периодически отмечаются и элементы других списков).
Еще в оригинале, если я правильно поняла, нужны страницы на каждый день. У меня таких нет, потому что записей, которые касаются только конкретного дня, у меня очень мало, а в случае необходимости чего-то вроде дневниковых записей лучше создать категорию "дневниковые записи" и писать все туда, предваряя запись датой.

Календарь
Уже в самом начале оформления блокнота я заметила, что не могу предсказать, на сколько времени мне его хватит. Поэтому создавать что-то типа календаря (вариант отвести на каждый день по несколько строчек, чтобы вписать туда строго датированные вещи, я сначала сочла пригодным) на период дольше ближайшего месяца смысла не было. Поэтому помимо календаря на ближайший месяц появился список "датированных событий", отсортированный не по датам, а по мере узнавания о том, что мне это событие интересно или нужно. При дописывании календаря на новый месяц список событий просматривается, и события вносятся в календарь. Тогда же в календарь вносится все по расписанию.
Однако опыт показывает. что в календарь и в список датированных событий я почти не заглядываю (на декабрь вот, кажется, и вообще календарь не рисовала), датированные события я помню и так, скорее я забываю их записывать в список датированных событий. Но это очень кому как - хотя бы потому, что у меня большая часть дат касается хобби (игры, концерты и т.д.), а не работы, а как-то то, что приятно, запомнить проще.

Оглавление и поиск
Исходно предлагается в начале блокнота завести список категорий, и записывать там, какие категории на каких страницах. У меня получается, что из-за ряда особенностей почерка (он очень мелкий и частый) искать нужную категорию в оглавлении мне совершенно неудобно. Поэтому в него я периодически вообще забываю записывать новые страницы.
В итоге родились следующие идеи:
- На категорию отводить не страницу, а разворот. Заголовок писать крупно, разборчиво и на обеих страницах разворота. Так легче его прочитать при быстром перелистывании
- Отмечать маркерами наличие именно невыполненных дел на развороте. Точнее, если на развороте невыполненных дел нет (либо есть, все выполнены, место кончилось, либо категория - это вообще не дела)
- В заголовке разворота отмечать номера страниц предыдущего и следующего разворота той же категории
- На оглавление в принципе можно вообще забыть

Ежедневные дела
Еще есть табличка ежедневных дел - строки соответствуют делам, столбцы - датам. На пересечении ставятся галочки. Не могу сказать, что позволяет не забывать эти ежедневные дела (теоретически я о них помню, скорее я на них забиваю), сколько позволяет осознать, сколько раз за неделю я, например, не пообедала, а сколько - не поужинала.

Длительные дела
Если дело длительное (например, вышивка), то сначала я каждый раз, когда что-то с ним делала, отмечала как сделанное, и записывала заново. Но тогда те же вышивки очень сильно размножаются. Поэтому сейчас я использую вариант, когда в случае только прогресса в деле я ставлю не галочку слева от дела, а точку справа. Галочку слева я ставлю если либо дело завершено, либо место справа кончилось (если место справа кончилось, то дело таки переносится в конец списка.

На подумать
На данный момент есть следующие сложности:
- Поиск нужной страницы все еще несколько затруднен (возможно, нужен более разборчивый почерк или разметка цветными маркерами/закладками)
- Поиск невыполненных дел несколько затруднен (варианты - отмечать сделанные более заметно, в случае, если на странице осталось мало несделанного - переносить в конец категории)
- Как-то не очень удобно разбивать задачи на подзадачи, особенно если рядом с разбиваемой задачей уже нет места (вариант "написать около задачи "см. разбиение там-то"" неудобен; можно попробовать переносить задачу в конец категории и сразу же разбивать ее там

Комментариев нет:

Отправить комментарий